Навыки разрешения конфликтов

В большинстве конфликтов важно находить решение. Такое заявление кажется очевидным, но люди часто подавляют своё возмущение или просто «не высовываются». Многие считают, что в попытках разрешить конфликт они раздувают его, и когда недовольны ситуацией, то просто молчат. К сожалению, в долгосрочной перспективе это нездоровая стратегия. С одной стороны, неразрешенный конфликт может привести к чувству обиды и новым неразрешенным проблемам в отношениях.

Что более важно, затянувшийся конфликт может негативно повлиять на ваше здоровье и продолжительность жизни.

К сожалению, трудным может быть и само решение конфликта. Неправильные попытки разрешения конфликта могут сделать его реально ещё хуже. Например, исследователь Джон Готтман (John Gottman) и его коллеги изучили варианты поведения пар во время конфликтов, наблюдая за навыками сторон в разрешении конфликтных ситуаций или отсутствием таких навыков, и теперь могут предсказывать, каким парам действительно предстоит развод.

Если вы постоянно критикуете характер вашего партнера или держитесь закрыто во время споров, а не работаете над конфликтом в проактивном, уважительном ключе — остерегайтесь!

Для тех, кто не родился в семье, где навыки разрешения конфликтов отрабатывались до совершенства ежедневно (и, давайте посмотрим правде в глаза, а много ли среди нас таких?), вот несколько руководящих принципов, которые сделают разрешение конфликтов более простым и менее напряженным.

Обратитесь к своим чувствам

Важный компонент разрешения конфликтов — ваше понимание того, что вы чувствуете и почему чувствуете именно так. Может показаться, что ваши чувства очевидны для вас, но это не всегда верно. Иногда мы чувствуем гнев или обиду, но не знаем, почему.

В каких-то ситуациях мы считаем, что другой человек поступает не так, как «должен», хотя мы не знаем точно, чего хотим от него, или пусть даже «знаем». Журналинг может быть эффективным способом войти в контакт с нашими собственными чувствами, мыслями и ожиданиями для того, чтобы мы могли лучше передать их другим. Иногда этот процесс вызывает серьёзные затруднения, и в таких случаях на помощь может прийти психотерапия.

Развивайте умение слушать

Когда дело доходит до эффективного разрешения конфликтов, то наша способность слушать, по крайней мере, так же важна, как способность выражать себя. Очень важно понять точку зрения другого человека, а не только нашу собственную, если мы хотим найти решение. На самом деле, иногда просто помогая другому человеку почувствовать себя услышанным и понятым, можно достичь разрешения конфликта. Умение слушать также помогает преодолеть разрыв между сторонами, помогает узнать, где лежит непонимание и т.д. К сожалению, активное слушание это навык, с которым не все знакомы. Часто люди думают, что слушают, в то время как мысленно формулируют свою следующую реплику на тему, как неправ их оппонент, вместо того, чтобы пытаться понять чужую точку зрения.

Также некоторым людям свойственно занимать оборону и настаивать на собственной точке зрения так, что чужую точку зрения они уже слышать не в состоянии.

Практикуйте уверенность

Выражать свои чувства и потребности доступно — также является важным аспектом разрешения конфликтов. Как вы, наверное, замечали, говорить неправильные вещи это как подливать масло в огонь, и ещё больше усугублять ситуацию. Важно помнить, что говорить то, что у вас на уме нужно понятным и уверенным способом, не становясь агрессивным и не вынуждая другого человека занимать оборону. Одна из эффективных стратегий разрешения конфликтов заключается в том, чтобы говорить о ваших чувствах, а не убеждать вашего оппонента в том, что он неправ, то есть использовать формулировку «Я чувствую».

Ищите решение

После того, как вы понимаете точку зрения другого человека, и он понимает вашу, пора найти решение конфликта — решение, которое вас обоих устраивает. Иногда простой и очевидный ответ приходит сразу, и обе стороны понимают точку зрения друг друга. В тех случаях, когда конфликт был основан на неправильном понимании или отсутствии понимания с точки зрения другого человека, простое извинение может творить чудеса, а открытое обсуждение может сблизить стороны. В других случаях требуется немного больше работы. В ситуациях, когда возникший конфликт становится проблемой и обе стороны не согласны, у вас есть несколько вариантов. Иногда вы можете не соглашаться, в другом случае вы можете найти компромисс или золотую середину, а в некоторых ситуациях человек, который настроен более решительно, может выбрать свой путь, но с пониманием того, что нужно уступить в следующий раз. Важно прийти к точке соприкосновения и попытаться разобраться с вопросом уважительным ко всем участникам образом.

Знайте, когда это не работает

Из-за вреда, который приносит затянувшийся конфликт, иногда лучше дистанцироваться от отношений или разорвать их полностью. Например, в случаях плохого обращения, когда обычные методы разрешения конфликтов уже не применимы, в приоритете должна быть личная безопасность. С другой стороны, имея дело с трудными членами семьи, установив определённые границы общения и принимая ограничения другого человека, можно достичь некоторого мира. В дружбе без взаимной поддержки или характеризующейся продолжающимся конфликтом, разрыв может быть отличным решением для снятия напряжённости. Только вы решаете, могут ли отношения быть улучшены или их следует прекратить.

Источник

Войти с помощью: